Сад в русском стиле

Формированные кроны деревьев в регулярной части парка

Время от времени в среде профессионалов и любителей садового дела разгораются жаркие дискуссии на тему русского сада. Спорят о том, что такое русский сад, какие его основные характерные черты и можно ли вообще говорить о русском стиле садового искусства. Богатая историческая подоплека этого вопроса, различие художественных подходов и направлений в разные временные периоды и на разных территориях нашей огромной страны, постоянное внешнее влияние на развитие художественных стилей в России вкупе с недостатком информации о садах прошлого значительно усложняют оценку самобытности и оригинальности русского сада.

Тем не менее многие сходятся в том, что существует сложившееся представление о русском саде, воспринимаемое не только объективно, по его характерным чертам, но и субъективно, на эмоциональном уровне. Действительно, в тех случаях, когда дело касается русских садов и усадебных комплексов, для большинства из нас такие словосочетания, как «темные аллеи», «бабушкин сад» или «дворянское гнездо», безусловно, являются нарицательными и порождают поток соответствующих ассоциаций и образов.

Холмистый рельеф парка усадьбы Архангельское

Надо признать, что русское садово-парковое искусство на протяжении веков своего развития впитало в себя многообразные заимствования.

Русский народ, как известно, не относится к самым древним этносам на свете. Достаточно вспомнить, что русские как народность сформировались из восточнославянских племен менее тысячи лет назад. К этому времени уже давным-давно существовали регулярные сады Нила и Междуречья, древнегреческие сады-перистили, сложные пейзажные парки китайских императоров, эклектичные сады при виллах римской знати или средневековые монастырские клуатры.

В более поздние периоды утилитарные и декоративные русские сады также перенимали черты европейского садового искусства, пережившего популярность регулярного и пейзажного стилей. Многое из того, что в наших садах нам представляется исконно русским, так или иначе пришло извне. Весьма характерно, что в XVIII-XIX вв. большинство квалифицированных садовников в российских усадьбах составляли англичане, немцы и другие иностранцы.

Однако чужие садовые стили и приемы в известной степени переиначивались и подстраивались под реалии российской культуры и ментальности, характер быта, особенности климата, ландшафта и природной среды. Поэтому уже к середине XIX столетия, когда, как принято считать, усадебное садоводство в России находилось на пике своего развития, сложились основные черты русского сада.

Сад, как и другие объекты культуры и искусства, является отражением национального характера.

Кроны вековых деревьев скрывают классический дом подмосковной усадьбы Петровское

Поэтому для русского сада, если так можно выразиться, характерны широта и радушность, некоторая небрежность, а также загадочность, приписываемая русской душе.

Русский усадебный сад — свободный и естественный, немного запущенный, слегка непричесанный, в противоположность вылизанным немецким или голландским садам. Наверное, это тоже можно считать отражением душевных свойств русского человека, вся жизнь предков которого была теснейшим образом связана с лесом.

С появлением дач, а тем более садовых товариществ возник совершенно иной, если можно так выразиться, «шестисоточный» тип частного сада, где для сохранения личного пространства стали остро востребованы ограждения, от частого штакетника или увитой девичьим виноградом сетки-рабицы до плотной живой изгороди. Но ведь если задуматься, то и дачный сад на шести сотках тоже для кого-то может являться символом русского сада.

Очарование русского сада можно найти даже в его некоторой запущенности и неприбранностиИнтерес к культуре Дальнего Востока привел к стилистическим заимствованиям

Так все-таки что же являет собой русский сад? У каждого человека о нем, конечно же, могут складываться свои собственные представления. Кому-то он более всего напоминает монастырский «рай», иной представляет себе романтический усадебный сад позапрошлого века, а кто-то, может быть, профессорскую дачу в лесу, где топят самовар сосновыми шишками.

Не обойтись без основных зон, характерных для усадебного сада. Во-первых, это оформленная входная группа, затем — прогулочная зона, которую можно устроить не только в лесной, пейзажной части участка, но и в почти обязательном плодовом саду, где дорожка будет петлять между яблоневыми, сливовыми и вишневыми деревьями. В больших по площади садах обсадка дорожек и подъездных путей липами, дубами, березами или хвойными превратит их в столь характерные для усадеб аллеи.

Непреложным элементом русского усадебного сада были пруды. Пруд мог быть одним-единственным — реже, чаще устраивали целую каскадную систему прудов, разных по назначению. Одни предназначались для купания, другие для разведения рыбы, катания на лодках или стирки.

Мостик над протокой между прудами

В саду должны быть различные малые архитектурные формы. Связь жилья и природного окружения в усадебных садах осуществлялась путем сооружения террас и веранд возле дома, а также размещения различных ротонд, павильонов, беседок-миловидов, где можно было проводить время с книгой, за рукоделием или в беседах с родными и друзьями.

Соединить сад с домом всегда помогают различные вертикальные конструкции: арки, перголы, шпалеры, увитые вьющимися растениями, или зеленые туннели огибных аллей — берсо, а также расставленные в живописных местах скамьи и крытые сиденья.

В заключение следует остановиться на флористическом составе русского сада. Основную долю в составе древесно-кустарниковой растительности в русских усадебных садах занимали, конечно же, местные виды, хотя уже примерно с конца XVI — начала XVII в. в них стали высаживать доставляемые из разных краев растения-интродуценты: желтую акацию, бузину красную, клены серебристый и ясенелистный, кедровые сосны, каштаны, ставшие хрестоматийными, чубушник венечный, сирень обыкновенную. Позднее привозили сирени венгерскую и персидскую, клен приречный, иргу ольхолистную, пихты и лиственницы, американские ели и сосны, тополь бальзамический, дуб красный, птелею трехлистную, робинию псевдоакацию, тую западную и можжевельники. С Тихоокеанского побережья России доставляли орех маньчжурский, черемуху Маака, бархат амурский, различные лианы и многие другие виды дальневосточной флоры.

Но чаще всего в усадебных садах и парках можно было встретить наши обычные древесные виды, высаживаемые в аллейных, групповых и массивных посадках: липу мелколистную, березы бородавчатую и пушистую, стройную рябину обыкновенную, могучий дуб черешчатый, ясень высокий, сосну обыкновенную, тополя белый и черный.

Строгая симметрия регулярного парка

В живых изгородях и группах, возле мест отдыха высаживали калины, жимолости, клен татарский, душистые древесные виды и сорта (сирень, белую акацию, черемуху, чубушник, жимолость каприфоль и, конечно, кустовые и плетистые розы). Для шпалер и боскетов использовали стриженые липы, вязы, ели, боярышники, барбарисы, дерен белый, кизильник блестящий, пузыреплодник, спиреи и шиповники, а южнее — буки, грабы, бирючину и теплолюбивые самшиты.

Начиная с XVII в. на клумбах высаживали довольно много цветов, как многолетних, так и однолетних. Очень популярны были тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии и другие луковичные, гвоздики и фиалки, ирисы и примулы, водосборы и георгины.

Устраивая усадебный сад в русском стиле, нельзя не посадить в пестрых цветниках уже давно любимые русскими садоводами настурции и петунии, бархатцы и гелиотроп, левкои и душистый горошек.

Как видим, русский сад, гармонично сочетающий в себе утилитарность, удобство и декоративность, навевающий романтические, а также, возможно, и патриотические настроения, вполне может вписываться в реалии современного мира и служить образцом для подражания для многих владельцев загородных участков.

Популярные тэги

Your browser doesn't support canvas.