Винтажный сад

Рукотворный холм порос почвокровным колокольчикам

При создании сада на приусадебном участке каждому хочется получить на выходе яркое, гармоничное и в то же время практично и целесообразно организованное пространство. Бывает, что, разбив сад и пожив в нем некоторое время, его владельцы начинают замечать, что он похож на многие другие, что ему не хватает чего-то своего, особенного. Приходит время для сооружения дополнительных горок, прудов и фонтанчиков, возведения арок и пергол, размещения садовых скульптур, клонами которых наводнены садовые центры. Однако и после этой стадии придания саду индивидуальности полученный результат устраивает не всех. Приусадебный участок, переполненный разнообразными садовыми элементами, наоборот, теряет привлекательность.

Кого-то устраивает такое положение вещей, но некоторые садоводы, рассматривающие свой участок как творческую лабораторию художника, серьезно настраиваются на поиск нетрадиционных решений при оформлении сада.

Концептуальные подходы к преобразованию обычного приусадебного сада в нечто более содержательное и весомое могут быть совершенно различными: от основательного осмысления связей человека и природы до какой-нибудь шутливой идеи, проходящей отчетливой канвой через всю материю сада.

Эту самодельную конструкцию можно отнести к разряду крытых сидений

Посещение подобных садов, следующих определенной идее или посвященных одной главной теме, надолго сохраняется в памяти и нередко подстегивает к собственному творчеству. При этом практическое воплощение темы в дизайнерских решениях, самостоятельно сооруженных арт-объектах или нестандартных растительных композициях обычно либо приводит посетителя сада в восторг, либо, наоборот, вызывает отрицание, но уж точно никого не оставляет равнодушным. Конкретным примером такого садоводческого эксперимента может послужить необычный частный сад, собственноручно созданный голландским садоводом Хенком Ильмерсом. Свое творение хозяин называет «Fantasietuin de Kronkel», что на русский можно перевести как «Сад фантазий ума».

Этот сад сразу же привлекает внимание тем, что при его строительстве и декорировании в дело шли, главным образом, отслужившие свой век различные бытовые предметы и материалы, среди которых было немало отходов промышленного производства. Такой прием сейчас получает все большую популярность. Принципиальность подхода создателя сада к подбору стаффажных декоративных элементов, использованных для украшения своего сада, достигает почти абсолюта. По его словам, он никогда не покупал для собственного участка ничего, кроме саженцев растений. Абсолютно все материалы, предметы и забавные вещицы, которые он использовал в дизайне сада, были собраны им на бытовых и строительных свалках, на чердаках старых домов, а то и на обочинах дорог.

Старая лестница может послужить постаментом для небольших скульптурных формТема коряжника в саду становится популярной

Хозяин, бывший когда-то владельцем цветочной лавки, осуществил свою давнюю мечту о создании собственного сада только после выхода на пенсию. Заложенный на пустыре, рядом с проезжей дорогой, его сад благодаря высоким живым изгородям и кулисным посадкам по периметру воспринимается как замкнутый растительный мирок, наполненный оживающими предметами. Не очень большой по площади, благодаря довольно сложной планировке, а также продуманной схеме тропиночной сети сад кажется загадочным и бесконечным. За каждым поворотом дорожки, при подъеме на рукотворный холм, поросший ковром голубого колокольчика гарганского, или после спуска с него вас встречают все новые и новые садовые картины.

Взгляду открываются то керамический кувшин в треугольной арочной раме из живого стриженого бука, то необычного вида пни, стволы, коряги и корни, отполированные временем и стихиями, то деревянные столбы с каменными обломками на вершине, напоминающими причудливых животных и птиц. Они как будто повторяют облик узкопирамидальных и колонновидных форм хвойных деревьев, растущих поодаль.

Этот известный дизайнерский прием «эхо-эффекта» вносит ритмическое равновесие в характер некоторых уголков сада.

Стеклянная бутыль на деревянном пьедесталеТерракотовый кувшин в оправе из формованного бука

За следующей кулисой вдруг натыкаешься на потрепанный временем столик, устланный сланцевыми плитками, защищающими его от дождя. Задвинутые под стол стулья остаются сухими в любую погоду, поэтому, если есть желание, вполне можно сесть и немного отдохнуть под развесистыми хвойными лапами соседней ели.

Кое-где участок пересекают невысокие стенки, сложенные из старой черепицы; они отделяют разные зоны сада: бамбуковую рощу — от каменной осыпи с круглым прудом, мощеную площадку — от контрастной композиции из мордовника и бузульника узкоголового. Подпорные стенки из старого кирпича, плитняка и валунов надежно фиксируют бортики узкой протоки, проходящей через сад, над которой перекинуты деревянные мостики — «шлюзы». Наверное, это дань старинным традициям страны каналов и ветряных мельниц.

В центре участка устроен водоем естественного облика с небольшим островом, на котором растет плакучая ива. Заросли тростника, прибрежные осоки, широколистные гуннеры, яркие астильбы, лилейники, лихнисы и энотеры дополняют береговой пейзаж, а завершает его заросший лианами, замшелый корпус лодки, вытащенной на белый песок берега.

Необычное оформление пространства рядом с водоемом

Возраст сада превышает пятнадцать лет, деревья выросли уже довольно большими, поэтому под их пологом много теневых растений. В составе композиций преобладают рождерсии, бузульники, дармеры, хосты, папоротники, подофиллы, копытни, медуницы, а также сравнительно редко встречающийся в наших садах, но чрезвычайно эффектный астильбоидес пластинчатый.

Эклектика сада не раздражает, а веселит, некоторые композиции воспринимаются как забавная шутка, курьез садового художника. Шаровидный куст роз в обрамлении круглого бордюра из стриженого самшита соседствует с дикими зарослями кустарника, неподалеку возвышается толстая деревянная доска с прибитыми к ней и рассыпанными возле основания экспонатами «коллекции» старых металлических чайников. Винтажная этажерка, уставленная симпатичными кустиками фуксии в горшках, элегантно ржавеет на фоне роскошной куртины телекии красивой. Вырезанный из плитняка плоский каменный цветок расцветает яркими седумами и молодилами, посаженными в центре.

В ход идет все; любой предмет, использованный нетривиально, с выдумкой, может преобразить окружающее пространство. Ажурные металлические колеса от старой веялки, закрепленные на столбе, воображают себя кружевными зонтиками. От дождя они не спасают, но изящная тень от них украшает плиты мощения и стол, выставленный в уголке отдыха. Поодаль из глубин земли вылезают изогнутые керамические трубы. Кажется, будто загадочные гномы с интересом наблюдают через перископы за жизнью сада и его посетителями.

Деревянный «плуг», вспахивающий почвуТрубы-перископы, глядящие из-под земли

Конструкция из небольших круглых бревен и коряг изображает плуг, вспахивающий землю. «Поле», заросшее пышной розовой геранью, после такой «вспашки» превращается в россыпь обломков камня и кирпичей, сквозь которую скудно прорастает папоротник-листовик. Не знаю, как кому, но мне эта композиция представилась ярким символом неумеренного вмешательства человека в жизнь природы. В то же время сооружение из бетонных труб, буйно увитое плющом, или каскад из жестяных тазов, постепенно зарастающий травами, навевают мысли о всепобеждающем торжестве жизни.

Примеры необычного использования в дизайне сада металлических конструкций, бетонных труб, различных емкостей, камней и многих, казалось бы, уже ненужных в быту предметов могут быть взяты на вооружение и отечественными любителями оригинальных садов.

Популярные тэги

Your browser doesn't support canvas.