Размышляя об особенностях устройства своего приусадебного участка, большинство начинающих садоводов, похоже, не так уж часто задумываются над выбором конкретного художественного решения для будущего сада. Считается, что главное — чтобы все было удобно и функционально, а для красоты будет достаточно высадить некоторое количество декоративных деревьев и кустарников да разбить кое-где яркие цветочные клумбы. Во всяком случае, именно такое представление может сложиться у каждого, кто внимательно приглядится к планировке приусадебных участков в загородных поселках и садовых товариществах не только центральных, но и многих других областей России. Однако нередко через какое-то время обозначенный подход к обустройству участка оборачивается частичной или полной его переделкой.
Основной вывод — освоение участка надо начинать с составления его проекта, в котором должен быть найден компромисс между целесообразностью и красотой.
История паркового искусства на протяжении многих веков демонстрирует нам эволюцию художественных формаций садоустройства. Они изменяются в соответствии со сменой основных художественных стилей. Древнейшие известные нам сады Египта, Шумера и Вавилона, которые датируются II—III тысячелетием до н.э., были построены по регулярному принципу.
Персидские охотничьи парки и античные священные рощи, также существовавшие еще до Рождества Христова, имели пейзажную направленность, так же как и древние сады стран Дальнего Востока. В устройстве садов при классических римских виллах можно обнаружить черты обоих стилей, а древнегреческие сады перистили и ксисты — пример строгой регулярности.
С приходом Средневековья в Европе в течение тысячелетнего периода воцаряется торжество формального направления. И только в эпоху Возрождения появляются признаки проявления пейзажного стиля в форме увеселительных рощ и свободных парковых пространств на периферийных территориях вилл и дворцов. С начала XVIII в. ландшафтный стиль, становление которого связано с Британскими островами, постепенно завоевывает не только Европу, но и другие континенты.
Дальнейший период истории ознаменовался появлением стилей, в которых вполне осознанно сочетались элементы основных художественных направлений. Это касается изысканного стиля модерн, в самом начале XX в. выросшего из модного движения «Искусства и Ремесла», а также и более поздних стилей типа энергичного ар-деко, парадоксального абстракционизма или свободного, а нередко провокационного модернизма. Эклектический характер, совмещающий черты формального и пейзажного направлений, можно усмотреть и в современных садовых проектах стиля хай-тек и в приобретающем ныне популярность стиле эко-тек.
Отдавая предпочтение тому или иному садовому стилю, хозяева участка должны одновременно учитывать много различных факторов, и в первую очередь собственные вкусовые пристрастия и особенности характеров членов семьи. Играют роль также размер и конфигурация участка, рельеф местности, место расположения сада и его окружение. Мавританский сад в дачном товариществе может выглядеть столь же комично, как и деревенский палисадник с чугунками на плетне — в пафосном коттеджном поселке.
Регулярный стиль, официальный и торжественный, скорее подходит для солидной загородной резиденции. Прямые аллеи и стриженые боскеты, цветочные и водные партеры, фонтаны, скульптуры и топиарные формы, безусловно, очень эффектны, но вся эта красота обычно подразумевает большие пространства, величественные здания и влиятельную личность хозяина.
Преимущества ландшафтного стилистического направления тоже полностью раскрываются на обширных, масштабных загородных владениях.
Для небольшого коттеджного или дачного участка, расположенного в средней полосе России, по-видимому, наиболее предпочтителен сад с чертами свободного стиля.
В этом случае его облик будет замечательно перекликаться с живописными среднерусскими пейзажами.
Это может быть сад в духе романтизма с уединенной беседкой и ивой возле пруда, деревенский (или кантри) сад с пышными цветниками и аккуратненьким огородом или природный сад с участками пышных злаков, водно-болотных угодий и групповых древесных посадок. Сложнее с пейзажным садом в дальневосточном стиле — здесь нужно следить за тем, чтобы не переборщить с внешней экзотикой и излишней декоративностью.
Можно попытаться совместить элементы обоих стилистических направлений в пределах одного участка, как это нередко бытовало в прежние времена в русских усадебных садах. Входная и парадная зоны решались в контексте формального стиля, в основе планировки лежали прямые линии аллей, квадраты и прямоугольники партеров, тогда как периферийное пространство продолжалось уже в пейзажном стиле.
Объединение разных стилей в одно гармоничное целое требует известного мастерства и художественного вкуса.
Выбор того или иного стилистического решения применительно к дизайну сада очень важен и с точки зрения экономии сил и средств как при его создании, так и при дальнейшем уходе за ним. Не секрет, что регулярные сады, как правило, требуют особенно значительных материальных затрат при их строительстве, а также больше времени на обслуживание, чем выполненные в свободном, ландшафтном стиле. Поэтому для тех, кто приезжает на садовый участок только по выходным дням, вариант сада регулярной планировки с этой точки зрения будет менее предпочтителен.
В саду современного человека может и должен быть достигнут разумный компромисс между красотой, удобством и простотой. И вероятнее всего, это будет эклектический сад, сочетающий в себе характерные особенности разных садовых стилей и направлений. Эклектики не стоит бояться, однако такой сад должен нести в себе определенную идею, сохранять черты индивидуальности и хранить отпечаток личности своего владельца. И в то же время быть органично вписанным в окружающее природное пространство.