В последнее время существенно возрос интерес к садам в восточном стиле. Под этим не вполне корректным названием, вмещающим целую стилистическую гамму садов разных стран Востока, от персидского парадиза до сада чайной церемонии, у нас обычно подразумевается обобщенный образ японского или, реже, китайского сада. Такое пристрастие, скорее всего, связано с участившимися поездками наших соотечественников в экзотические туры по малодоступным прежде садам Поднебесной и Страны восходящего солнца. Кроме того, в гораздо большем доступе литература и видеоматериалы о дальневосточных садах.
Надо отметить, что всплеск интереса к Японии и Китаю, конечно же, далеко не нов. Таинственные восточные страны с их удивительной культурой привлекали внимание жителей всей Европы со времен позднего Средневековья. Под влиянием рассказов и книг путешественников в европейской эстетике в свое время сформировался даже особый китайский стиль, не без участия которого на рубеже XVII–XVIII вв. возникло ландшафтное направление садового искусства.
В чем же похожи и чем отличаются между собой эти сады?
Древние как мир, Китайские, прогулочные сады представляют собой наполненные образами природные ландшафты, в которых обязательно присутствуют основные элементы: камень, как символ активного мужского начала, — ян, и вода, пассивная женская сила, — инь.
Это сады свободной планировки, предназначенные для любования водой и пейзажем, для дружеских бесед и веселья. Можно сказать, что они в значительной степени носят праздничный, светский характер.
Возникшие под влиянием китайских садов японские сады — более индивидуальны, исторически они тесно связаны с религиозными догмами синтоизма и дзен-буддизма, а также философскими воззрениями на судьбу человека и его связь с высшими сферами. Именно через созерцание природы или ее миниатюрного, образного подобия — сада — лежит путь к достижению внутренней душевной гармонии.
Сад всегда был для японцев местом для медитации и уединенных размышлений, да и в наши дни он дает им возможность отрешиться от повседневной рутинной жизни.
Среди характеристик японского сада главными, пожалуй, являются его простота и естественность, скупость выразительных средств, скромность цветовых решений.
Сад в китайском стиле выступает обычно более открытым, менее сдержанным. Это касается и флористического состава посадок, и разнообразия садовых архитектурных форм, которые отличаются замысловатостью исполнения и яркостью окраски.
Обязательные действующие лица восточного сада — вода и камень, основные противоборствующие и дополняющие друг друга элементы. Вода журчит между камней в каскадах и ручьях, тихо стоит в каменных берегах водоемов и низкой чаше цукубая, струя воды ударяет в камень, вытекая из бамбуковой трубки. Но активная природа камня первична, поскольку с его помощью удается имитировать воду. В качестве примера можно привести сухие потоки из плоской гальки или гравийные волны, омывающие скальные выходы в саду камней. Гравийная или песчаная отсыпка в японском саду карэсансуй обычно символизирует море, а возвышающиеся над ней камни — острова.
Использование характерных дальневосточных атрибутов в дизайне сада поможет создать в нем соответствующие настроение и атмосферу. Это могут быть бамбуковые трельяжи в качестве ограждения и фона для посадок, одиночные камни или их группы, изображающие традиционные фигуры журавля или черепахи, бамбуковые водяные колотушки шиши-одоши, неизменные торо — японские каменные фонари, которые бывают нескольких разных типов. В числе других элементов иногда устанавливают бамбуковые оградки, ворота с навесом, каменные скамьи, пагоды и павильоны с характерными островерхими выгнутыми крышами.
Выбирая площадку для сада в японском стиле, обратите внимание на затененные места на участке, которые могут располагаться под пологом деревьев или с северной стороны зданий. Нередко их относят к проблемным зонам, поскольку газонные травы, многие цветочные многолетники, плодовые, ягодные или огородные культуры в таких местах хорошо расти не будут. В то же время в зоне с недостаточным освещением вполне можно расположить уголок тихого отдыха, используя теневыносливые виды кустарников и травянистых растений, многие из которых пришли к нам из Восточной Азии и по своему габитусу как нельзя лучше соответствуют облику диковинных растений с Востока.
Оформляя уголок в восточном стиле, надо постараться обособить его от других зон сада, чтобы не нарушить присущую ему атмосферу. Это несложно сделать с помощью густых посадок кустарников, живых изгородей, ширм из бамбука или камышовых циновок.
В китайских садах пространство часто разделяют сплошными стенками с прорезанными в них окнами разной формы: круглой, квадратной, многоугольной или даже вазообразной.
Площадку, выбранную под сооружение сада, отсыпают гравием, мостят бутовым камнем или пиленым плитняком, она может быть частично занята моховым покровом, а в более светлых местах — заменяющими его посадками стелющихся очитков, камнеломок, тимьянов, мшанок и других неярких ковровых растений с мелкими листочками. Разные виды покрытий комбинируют друг с другом, стараясь воспроизвести их природные сочетания. Иногда строят деревянные деки или настилы, немного приподнятые над землей, это особенно характерно для садов с водоемами или болотцами.
Озерцо с галечным пляжем и плавными очертаниями берегов позволит соединить в саду основные стихии и создать столь необходимое созерцательное настроение. Используя приемы геопластики, из грунта, вынутого при устройстве ложа водоема, формируют искусственные холмы, островки и поднятые участки берега, где можно соорудить ступенчатый водный каскад.
На участках с выраженным склоном устраивают ручей с каменистым руслом. Петляя по саду, вода струится по камням, с тихим журчанием преодолевая перекаты, и приостанавливает свой бег, попадая в водоем. Берега водоема и ручья оформляют скальными обломками, подражая природным образцам. В оформлении водоема и потоков используют растения с листвой неярких цветов, отдавая предпочтение влаголюбивым и прибрежным растениям, которые высаживают компактными группами.
В узкой части водоема или между берегов ручья перекидывают мостик. Это важный элемент дизайна дальневосточного сада, исполненный образности и глубокого смысла, в традициях дзэн-буддизма обозначающий переход между мирами.
В японском саду мостики делают из толстых, часто некрашеных досок, деревянных брусьев или длинных каменных плит, обычно они ровные или слегка изогнутые над водой. Часто устраивают плоские мостики в виде ломаной линии, соединяющей берега и островки заболоченного сада, который украшают тростником, осоками, злаками или желтым ирисом. Для китайского сада характерны горбатые мостики, окрашенные в белый или красный цвет.
Особое внимание уделяют мощению и особенно дорожкам. С их помощью изменяют темп и направление движения, подготавливая посетителя сада к очередной смене впечатлений. Регулируя ширину и траекторию дорожек, можно менять перспективу, иллюзорно увеличивать или уменьшать сад. Большое значение имеет материал, из которого изготовлены дорожки. Положенные через шаг большие каменные плиты с неровной поверхностью, выступающие из сырого мха или гравийной отсыпки, кажутся очень древними, при первых же шагах они настраивают на философский лад, свойственный японскому саду. А в китайском саду прогуливающаяся публика с удовольствием рассматривает на дорожках затейливые узоры, выложенные круглой галькой.
Само собой разумеется, что флористическое наполнение дальневосточного сада, устраиваемого на приусадебном участке, должно соответствовать канонам выбранного стиля, что выражается в ограниченности размеров растений, естественности и гармоничности сочетаний форм крон, цвета и фактур листьев, скромности и лаконичности колористической гаммы. По обыкновению, в японском саду царит атмосфера оттенков зеленого, нюансов серого, коричневого, желтоватого, сезонно «нарушаемая» лишь ярким цветением сакур, азалий, древовидных пионов, рододендронов и пожаром осенней листвы кленов и вязов.
Японцы и китайцы высаживают в своих садах преимущественно местные виды растений, это — одно из правил игры.
А поскольку природа Дальнего Востока славится исключительным богатством растительности, выбор представляется весьма обширным. Однако на приусадебном участке, расположенном на севере Подмосковья или даже где-нибудь южнее, под Тулой, некоторые традиционные для японского сада растения вымерзнут в первую же зиму. Поэтому будем руководствоваться теми же принципами и выбирать для японского сада в средней полосе России подходящие растения.
В нашей зоне вполне возможно выращивать лиственницу японскую, микробиоту перекрестнопарную и туевик поникающий дальневосточного происхождения. В укрытых местах могут расти кипарисовики нутканский и горохоплодный. Картину дополнят заменители: стелющиеся и распростертые формы можжевельников казацкого, среднего, виргинского, чешуйчатого и горизонтального, прекрасно стригущаяся туя западная, плакучие формы лиственницы европейской, а также низкорослые пихты и карликовые ели разных видов.
Легкую нотку грусти придают дальневосточному саду опадающие яркие листья кленов, формирующих осеннюю цветовую палитру сада. К сожалению, многие клены из Страны восходящего солнца зимуют у нас в открытом грунте только под плотным укрытием и под неусыпным надзором, который может обеспечить только горстка энтузиастов. Их можно культивировать, как правило, в виде совсем маленьких деревьев или невысоких кустарников, больше напоминающих бонсаи. Речь идет о таких видах, как замечательные и изящные клены японский, дланевидный, Зибольда или Ширасавы.
Но это не беда, соответствующую атмосферу сада помогут создать другие, более зимостойкие клены. Они, как правило, образуют привлекательную, достаточно компактную крону, которую к тому же можно регулировать стрижкой. Выбор следует остановить на широко распространенном и очень неприхотливом дальневосточном клене приречном с зонтичной кроной и мелкими стреловидными листьями.
Какой же японский сад без сакуры? Под этим названием обычно понимают не конкретный вид японской сливы, а собирательный образ, под который подпадают многие косточковые культуры, такие как сливы и вишни, миндали, абрикосы и персики. На тот короткий период, пока цветут сакуры, в сады съезжаются тысячи японцев и, располагаясь под деревьями, наслаждаются их мимолетной красотой. Похожие картины можно наблюдать и в Китае.
В районах южнее Москвы неплохо себя чувствуют «сакуроподобные» черемуха мелкопильчатая, сливы уссурийская, корейская и китайская, покрывающиеся по весне воздушным облаком цветков. Компанию им могут составить дерен японский, а также гинкго двулопастное и некоторые магнолии, например кобус или звездчатая. Надо сказать, что кое-где они могут зимовать даже и севернее Москвы, но это во многом зависит от местных микроклиматических условий и климатипа растения.
Ива — непременный обитатель берегов водоема в восточном саду.
Еще одна группа растений, характерная для японского сада, — очаровательные рододендроны. Для участка, который расположен в средней полосе, подойдут зимующие у нас дальневосточные рододендроны, узнаваемые по своим характерным именам. Среди них вечнозеленые: сихотинский, Фори, пукханский, а также обычно более устойчивые листопадные: даурский, камчатский, японский.
Из числа традиционных для дальневосточных садов лиственных кустарников мы можем культивировать у себя барбарис Тунберга, бересклет крылатый, чрезвычайно эффектный осенью из-за ярко-розового или красного цвета своей листвы, а также бересклет священный. Можно обратить внимание на керрию японскую со светло-зелеными продолговато-яйцевидными, зазубренными листьями и ярко-желтыми цветками, а также гортензию метельчатую во множестве ее сортов и рослую гортензию Бретшнейдера.
Размещая в саду травянистые растения, не следует стремиться к большому разнообразию видов. В традиционных дальневосточных садах нет декоративных цветников в нашем обычном понимании. Растения окружают камни и мощеные площадки, обрамляют дорожки, заполняют склоны, окаймляют берега водоемов, в составе небольших групп и в качестве солитеров могут возвышаться над гравийной отсыпкой. Симметрия и регулярность исключаются, все посадки должны быть максимально естественными.
Среди других растений предпочтение отдают злакам, осокам и папоротникам, располагая их куртины достаточно редко, чтобы растения получали достаточно света, влаги, минерального питания и выглядели наиболее привлекательно. Высокие мискантус китайский, вейники и молинии, низкие сеслерии и овсяницы, осоки лесная, высокая, плетеносная и Морроу, некоторые бамбуки, например саза курильская или фаргезия блестящая, — весьма подходящие виды для оформления садов в восточном стиле. Самые распространенные папоротники, такие как страусник обыкновенный, щитовники мужской, буковый и Линнея, кочедыжники женский и японский, будучи вписанными в контекст сада, придадут ему характерный колорит.
Крупные многолетники необычного облика, например дармера, астильбоидес, роджерсии и бузульники, гигантские хосты, будут поистине незаменимыми в затененных участках сада и вблизи воды, где на их фоне проявится все изящество ирисов болотных, сибирских и мечевидных, а также астильб и гейхер.
Хорошо, если камни зарастут зелеными мхами, как это обычно бывает в настоящих дальневосточных садах. Мхи можно принести из леса, но лучше смазать поверхность камней разбавленной водой сметаной с небольшим количеством минеральных удобрений, и они поселятся самостоятельно. Плотный покров на более светлых местах в саду помогут сформировать камнеломки, молодила и седумы, тимьяны и мшанки, которые в какой-то мере будут заменять собой мхи.
Выбор «настоящих японских» растений для наших садов весьма впечатляющий. Но это отнюдь не значит, что с приходом весны надо отправляться в рейд по садовым центрам и собирать все это разнообразие на своем участке.
Гармония, сдержанность и лаконичность во всем — этих основных критериев надо придерживаться, чтобы созданный вами зеленый уголок не превратился в карикатурную пародию на японский сад.