Модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион, либерти — все это разные обозначения одного и того же изысканного художественного стиля, покорившего просвещенный свет в конце XIX — начале ХХ столетия. Пришедшее на смену наметившемуся эклектизму новое направление провозгласило идеи органической целостности содержания и формы объектов, приоритета плавных форм, текучих объемов, ясности и чистоты линий, сложной игры цветовых нюансов. Отзвуком тонких настроений искусства Дальнего Востока в произведениях модерна стала изысканная стилизация природных форм.
Обращаясь к садовому искусству, будет, однако, затруднительно составить представление о своеобразии садов модерна, в отличие от садов и парков Ренессанса, Классицизма или иных больших стилей. Модерн, по существу, не вырос в полноценный новый стиль — который обычно характеризуют как комплекс художественных принципов, отражающий характер современной ему эпохи. Он утвердился в основном в архитектуре, дизайне и декоративно-прикладном искусстве. К тому же он весьма противоречив.
Произведения садово-паркового искусства, позиционируемые как сады в стиле модерн, относятся в большей степени к ландшафтному направлению, но могут сохранять и некоторые черты регулярности, поскольку этот стиль — неоднороден.
Особенность садов, тяготеющих к стилю модерн, выросшему из предшествующего ему художественного течения «Искусства и Ремесла» («Arts and Crafts»), выражается в свободной манере пышных растительных посадок, в широком применении вертикальных конструкций: пергол, трельяжей и решеток, заплетаемых вьющейся растительностью, а кроме того, в использовании местных инертных материалов для строительства террас, лестниц, подпорных стенок и других элементов ландшафта.
Достаточно характерен для таких садов продуманный, гармоничный подбор оттенков окраски листвы и цветков в изысканных растительных комбинациях и сочетаниях. Большое значение уделяется плавному переходу между собственно садом и окружающей природной средой.
Сады в стиле модерн довольно близки по своей атмосфере английским садам коттеджного направления с акцентом на красочное цветение растений.
В историю садового искусства модерн вошел благодаря деятельности многих прославленных ландшафтных художников, таких, например, как Гертруда Джекилл, Уильям Робинсон, Гарольд Пето или Лоуренс Джонстон. Разделяя взгляды Уильяма Морриса, основателя популярного художественного движения «Искусства и Ремесла», они выступали против явных проявлений искусственности в архитектуре и садовом творчестве и призывали максимально вписывать сад и садовые постройки в существующий ландшафт.
Какими же приемами можно воспользоваться, чтобы попытаться создать в саду поэтическую, декадентскую атмосферу модерна, особенно его раннего, натуралистическогого течения? Первое, и самое главное, — это пейзажные принципы посадок. Как правило, в таком саду не стремятся устраивать прямые аллеи, нелепо будет выглядеть «квадратно-гнездовая» схема размещения деревьев и кустарников. Здесь нужно больше плавности в планировочных линиях, активное введение в дизайн сада живописных групп и солитеров, смелое использование интродуцентов. Обязательно наличие романтических уголков, мест отдыха, в оформлении которых следует использовать выразительные средства гео- и фитопластики, вертикального озеленения, а также малых архитектурных форм.
Характерная принадлежность сада к этому стилю может достигаться использованием типичных для негорастительных орнаментов, силуэтов гибких женских фигур, птиц или насекомых в деталях и отделке зданий и малых строений на территории усадьбы. Это могут быть изящные перголы и трельяжи, беседки и мостики, кованые металлические ограды, решетки на окнах дома и прочие элементы его декора.
Кроме этого, желаемый эффект помогут создать высаженные деревья с плакучей или зонтикообразной формой кроны: сорта ивы, рябины, караганы, вяза, яблони или березы. Вполне в русле традиций будут выглядеть посадки вьющихся и ползучих растений, характерных для пластики и графики модерна, таких как девичий виноград, клематис, кирказон, хмель, вьюнок, ипомея или душистый горошек.
В общую картину замечательно впишутся плетистые розы, крупноцветковые клаймберы и мелкоцветковые рамблеры, крупные парковые сорта, а также красивые почво- покровные розы, способные создать причудливый криволинейный орнамент. Для южных садов замечательно подойдут изящная глициния, акебия пятилисточковая или кампсис укореняющийся с ярко-алыми цветками.
Необходимый штрих — разбивка цветников, преимущественно — миксбордеров, пышных, динамичных, постоянно меняющихся в своем непрерывном цветении.