Сады регулярного, или формального стилистического, направления возникли на заре человеческой истории. Их появление связывают со стремлением людей упорядочить и подчинить себе окружающую природу, подчеркнуть свое превосходство над ней. Самые первые из известных нам по дошедшим изображениям и описаниям сады Египта, Вавилона и Ассирии имели формальную планировку. Владыки и вельможи древних цивилизаций Передней Азии и Междуречья уже несколько тысяч лет назад разбивали вокруг своих дворцов роскошные по тем временам сады правильной формы с прямоугольными бассейнами, ровными аллеями и симметрично расположенными группами деревьев. Об этом нам свидетельствуют сохранившиеся фрески.
Эстафету регулярности приняли сады Античности: занимающие внутренние дворики домов, небольшие, окруженные портиками греческие перистили с цветниками, фонтанами или маленькими бассейнами и плоские садики — ксисты, также демонстрирующие пример строгой формальности. Регулярный характер имели изысканные римские сады — виридарии, а также, в значительной степени, фруктовые и храмовые сады.
Предшественниками будущих террасированных садов итальянского барокко выступали сады и парки при роскошных загородных виллах римских аристократов. В их устройстве можно обнаружить черты обоих стилей — регулярного и пейзажного. В дизайне садов широко использовались малые архитектурные формы, скульптуры и топиарные элементы, такие как стриженые живые стены — шпалеры, боскеты и различные зеленые фигуры.
С возникновением и развитием ислама в мире широко распространились традиционные, геометрически выверенные квадратные и прямоугольные сады — чарбаги, олицетворяющие правильный характер мироустройства и отражающие представления правоверных о райских садах. Большие квадраты регулярных садов делятся на меньшие с помощью системы перекрещивающихся дорожек, каналов с водой или цветочных посадок.
В Средние века в Европе практически безраздельно властвует регулярный стиль.
Сады-клуатры, сады при замках, монастырские аптекарские огороды, затворенные сады ренессанса и маньеризма, мавританские сады, великолепные террасные сады итальянского барокко и просторные, помпезные парки французского абсолютизма — все это бесконечная череда формальных садовых композиций. С ростом концентрации богатства и власти в эпоху Возрождения и последующие периоды озелененные территории при дворцах и виллах правящей элиты и высшего духовенства превращаются в подлинные шедевры садово-паркового искусства. К счастью, часть из них сохранилась, и это дает нам возможность ознакомиться с ними.
Регулярный сад или парк объединялся с дворцом в единый сложный комплекс, подчиненный идеям возвышения человека над природой и демонстрирующий образец совершенного пространства, созданного художником. Замкнутые зеленые кабинеты и залы, устроенные искусными садовниками из стриженных в стенку лавров, лип, буков или грабов, служили продолжением дворцовых комнат под открытым небом. В то же время дворец, находящийся чаще всего в основании оси симметрии всего комплекса и расположенный в самой высокой его точке, являлся зримым символом превосходства его владельца над остальными.
Парки итальянского барокко и более поздние французские сады времен Андре Ленотра изобиловали декоративными деталями: скульптурными композициями, вазонами и кадками с померанцами и другими культурами, различными гербами, вензелями и монограммами, выполненными с помощью цветной каменной крошки, низких стриженых растений или цветов в партерах. Хорошо просматриваемые из окон вилл и дворцов, эти элементы подчеркивали могущество и богатство их хозяев.
Сады во французском стиле, в отличие от террасированных итальянских, разбивались на открытом выровненном пространстве с умелым использованием бесконечной перспективы, обширных зеркальных водоемов и замечательных панорамных видов.
Важную роль в регулярных садах играла вода, которую гений зодчего заставлял отражать разные человеческие эмоции: от спокойствия и безмятежности в водных партерах и бассейнах со стоячей водой до ошеломления и восторга в грандиозных фонтанах, каскадах и водопадах. Масштабы проектов поражали; известно, к примеру, что в период расцвета Версаля число фонтанов и других водных устройств в его садах приближалось к 15 тысячам!
Сады барокко часто использовались для разнообразного досуга: театральных представлений, маскарадов и разноцветных фейерверков, что роднит их с садами и парками более позднего французского классицизма, в которых происходили феерические представления, концерты и приемы с балами и всевозможными развлечениями. Для подобных мероприятий существовали специальные декорации: зеленые и водные театры, водяные партеры и лестницы, амфитеатры.
Времена создания грандиозных регулярных парков ушли в прошлое. Пейзажный стиль пришел на смену регулярному и потеснил его. Однако привлекательность самой идеи торжественного, симметричного оформления хотя бы небольшой части поместья, коттеджного или даже садового участка, несомненно, существует.
Выход, как часто бывает, можно найти в компромиссе. Как вам нравится, к примеру, идея сооружения на обычном участке декоративного огорода в регулярном стиле? Это может быть как реплика какого-нибудь средневекового аптекарского садика, так и собственный проект. Такой огород с арочным входом и правильной планировкой, в котором растут не только овощи, но и ароматические травы и цветы, обойдется недорого, при этом он станет настоящей гордостью хозяев.
Элементы формального стиля вполне уместны практически на любом участке в оформлении парадной зоны.
Почему бы не поэкспериментировать на своем участке со смешением стилей? Ведь мы с вами живем в эпоху эклектики.